Регулярный осмотр железнодорожных путей – необходимое условие безопасного и бесперебойного функционирования путевой инфраструктуры. Не являются исключением и пути необщего сообщения. Путевой комиссионный осмотр с заполнением дефектного акта может назначаться с разной периодичностью: на каждое полугодие, помесячно, или в специальных условиях.
График проведения технического осмотра железнодорожных путей
- Весной – в апреле – мае;
- Осенью – сентябрь – октябрь.
Во время весенней комиссии проверяется пригодность путевой инфраструктуры к эксплуатации в летнем режиме, после окончания зимнего периода. Задачей осмотра является получение комплексной объективной оценки состояния путей, обнаружение отклонений от требований технических нормативов, определение фронта и сроков предстоящего ремонта.
Комиссионный осмотр осенью проводится в целях проверки готовности путей к эксплуатации в зимнее время с учетом того, что некоторые виды ремонта и обслуживания при низких температурах выполнить не получится. Задачи осеннего осмотра те же, но его программа несколько иная: в данном случае в дефектный лист попадает больше пунктов, которые необходимо отработать оперативно до наступления зимы.
Однако, сказанное не означает, что осенний осмотр выявляет больше дефектов: наоборот, за зиму выход рельс в дефект в 2 – 3 раза больше из-за хрупкости металла на морозе.

Как проводится осмотр ж/д путей
При визуальном осмотре используются простой инструментарий: зеркало на длинной ручке для инспекции в труднодоступных местах, лупа, щупы, молотки. По железнодорожным рельсам и стрелочным переводам приходится постукивать (многие дефекты обнаруживаются на слух), из-за чего к визуальному осмотру добавляется акустическая составляющая.
На этапе инструментальной ревизии проверяются прокладки, накладки, подкладки и другие путевые элементы на предмет визуальных отклонений от нормативов. Рабочим инструментом является путевой штангенциркуль и путеизмерительный шаблон. Их показания, свидетельствующие о неисправностях, вписываются в дефектный акт.